Конституционные основы организации местного самоуправления в рф. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации Охарактеризуйте конституционные основы местного самоуправления рф

Конституция РФ Глава 8;

ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 06.10.2003 (в редакции ФЗ от 29.12.2004)

Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на КРФ, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ.

Местное самоуправление (один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти) - право и способность органов местного самоуправления (ОМСУ) регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно и через ОМСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения. ОМСУ не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (вопросов непосредственного жизнеобеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования), владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (структура ОМСУ определяется населением самостоятельно).

Система МСУ : городские, районные представительные органы; городские, районные исполнительные органы (администрация); волостные, сельские и поселковые выборные органы; органы территориального общественного самоуправления (комитеты общественного самоуправления, уличные, домовые комитеты).

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем: референдума, конференции, собрания (схода), выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные ОМСУ. Выборные и иные ОМСУ являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования (лица, осуществляющие службу - муниципальные служащие).

К ОМСУ относятся : выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. ОМС наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Представительный ОМСУ состоит из депутатов (численный состав определяется уставом). Компетенция: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Уставом могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования (выборное должностное лицо), а также иные выборные должности лиц местного самоуправления. Глава и другие выборные должностные лица подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. В уставе могут быть предусмотрены иные органы и должностные лица местного самоуправления. Глава и другие должностные лица могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Депутату, члену выборного ОМСУ, выборному должностному лицу гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести, достоинства. Срок полномочий - не менее 2 лет.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция, федеральные конституционные законы, Закон о местном самоуправлении 2003 г., другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Понятие «местное самоуправление» впервые получило законодательное закрепление в Законе СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Этот Закон устанавливал систему местного самоуправления, которая включала местные Советы народных депутатов в качестве основного ее звена, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Местное самоуправление осуществлялось в границах административно-территориальных единиц. В качестве основы местного хозяйства закреплялась коммунальная собственность.

В соответствии с данным Законом был принят Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», который ввел понятие «муниципальная собственность», наделил Советы и соответствующие органы управления собственной компетенцией, заменил исполнительные комитеты на местные администрации, возглавляемые Главой, действующим на основе единоначалия, подотчетные соответствующим местным Советам и вышестоящим исполнительным органам в пределах их компетенции.

Закон подробно регламентировал формы организации и деятельности органов местного самоуправления и их компетенцию. Республики в составе Российской Федерации были наделены правом принимать законодательные акты по вопросам местного самоуправления.

После подписания 31 марта 1992 г. Федеративного договора, отнесшего установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов, право на собственное правовое регулирование местного самоуправления получили и остальные субъекты РФ.

Нормы Закона «О местном самоуправлении в РСФСР», регламентирующие полномочия местной администрации (ст. 49-76) и вопросы организации территориального общественного самоуправления, действовали в части, не противоречащей Конституции, и после принятия Закона о местном самоуправлении 2003 г.

Важнейшим документом, регламентирующим осуществление местного самоуправления в России, является Конституция . В Конституции были впервые закреплены важнейшие начала организации и деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества.

Конституционное регулирование местного самоуправления не имеет аналогов в зарубежных федеративных государствах, где регламентация местного самоуправления отнесена к ведению субъектов федерации. Специфические условия возрождения и развития местного самоуправления в России предопределили необходимость прямого, активного влияния федеральных органов государственной власти и, соответственно, федерального законодательства на процессы формирования и деятельности местного самоуправления. Поэтому в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всей территории России основ построения и функционирования муниципальной власти.

Конституция закрепляет целый комплекс норм и институтов муниципально-правового значения, к которым относятся: 1) институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна из форм народовластия (ст. 3, 8, 9,12); 2) институты правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46); 3) институты организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной (муниципальной) власти (ст. 130-133).

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. На основании этой нормы правовым фундаментом местного самоуправления в России стала Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г., подписанная Россией в 1996 и ратифицированная в 1998 г. Признавая местное самоуправление в качестве одной из основ любого демократического строя, Европейская Хартия закрепляет общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты. Хартия обязывает все государства, подписавшие ее, применять основополагающие принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ в условиях децентрализации власти.

В Хартии раскрывается понятие местного самоуправления, предусматривается свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры. Согласно Хартии, статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, а административный контроль применяться только для обеспечения законности и конституционных принципов. За местным самоуправлением закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться.

Конституция закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности (ст. 8); о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст. 132).

Конституция, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии (ст. 130, 132). Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 130, 132).

Конституция устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

а) самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления (ст. 131);
б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления (ст. 131);
в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств
при наделении их отдельными государственными полномочиями (ст. 132);
г) компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти (ст. 133);
д) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав (ст. 133).

Не менее важные нормы установлены во второй главе Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина: согласно ст. 18, права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления; в ст. 32 за гражданами России закрепляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; в соответствии со ст. 33 граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; ст. 40, 41 и 43 определяют направления деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства, медицинского обслуживания, основного общего и среднего профессионального образования.

Вопросы местного самоуправления напрямую затрагиваются в общей сложности в девятнадцати статьях Конституции и являются нормами прямого действия, подлежат непосредственному применению, в том числе судебными органами.

Особое место в системе правовых основ местного самоуправления занимают Постановления Конституционного Суда РФ. Данный судебный орган не является правотворческим, однако, его решения имеют общеобязательный характер. Постановления Конституционного Суда РФ содержат целый комплекс положений, имеющих нормативный характер и относящихся к порядку определения и изменения территориальных основ местного самоуправления, определению структуры органов местного самоуправления, взаимоотношениям муниципальных и государственных органов власти, порядку делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления, осуществлению государственного (административного) контроля за органами местного самоуправления, порядку приватизации отдельных объектов муниципальной собственности, защите муниципальных избирательных прав граждан, порядку отзыва выборных лиц местного самоуправления, бюджетному устройству и т. д.

В то же время, признание за решениями Конституционного Суда РФ нормативного значения не должно вести к их отождествлению с законами и иными нормативно-правовыми актами.

Конституционный строй современной России невозможно представить без местного самоуправления, которое является важным элементом характеристики Российской Федерации как демократического, правового государства, ориентированного на права и свободы человека и гражданина. Местное самоуправление поддерживается Конституцией РФ, согласно которой оно является способом организации и осуществления власти на местах, который «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции РФ).

Так же местное самоуправление осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где определяется так:

Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Как одна из форм власти, реализующая политику государства на местах, местное самоуправление признается самостоятельным уровнем публичной власти, следовательно, обладает всеми признаками власти и может осуществляться в непосредственной и опосредственной формах народовластия. При всём, имея самостоятельность, местное самоуправление ограничивается в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, издаваемыми в соответствии с федеральными законами.

Осуществление местного самоуправления опирается на принципы, т.е. обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами. Принципы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Выделяют общие и специальные принципы местного самоуправления, к местным относятся :

а) верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

б) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

в) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

з) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

и) гласность деятельности местного самоуправления;

к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

л) государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

Ориентация на учет общих принципов и местных интересов предопределяет деятельность местного самоуправления в современном российском обществе, которая, в соответствии с Конституцией, выполняет следующие функции :

а) обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;

б) обеспечение социально-экономического развития соответствующей территории;

в) управление муниципальной собственностью;

г) обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других полезно важных услугах;

д) осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;

е) обеспечение охраны общественного порядка, реализация законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.

Деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории муниципального образования, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обладают следующими признаками :

а) наделение полномочиями по решению вопросов местного назначения;

б) запрет на включение органов местного управления в систему органов государственной власти;

в) обязательность формирования органов местного самоуправления населением или его представителями;

г) обладание правом издания нормативных муниципальных актов;

д) финансовое обеспечение деятельности исключительно за счёт собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

В юридической литературе приводится классификация органов местного самоуправления, которые делят по различным критериям:

1 – по способу образования: выборные и иные;

2 – по специфике выполняемых функций: представительные и исполнительно-распорядительные;

3 – по компетенции: органы общей (деятельность распространяется на все сферы местного самоуправления) и специальной (занимаются узким направлением муниципальной деятельности) компетенции.

4 – по способу принятия решений: коллегиальные, единоначальные, смешанные.

К органам местного самоуправления относятся выборные органы и другие органы (невыборные), образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются :

а) местный референдум – голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в границах муниципального образования, по вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований;

б) муниципальные выборы – форма прямого волеизъявления, посредством которой образуются представительные органы;

г) сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа;

д) правотворческая инициатива граждан - реализацией права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению;

е) территориальное общественное самоуправление;

ж) публичные слушания - обсуждение проектов муниципальных правовых актов;

з) собрания граждан - обсуждение вопросов местного значения;

и) конференция граждан;

к) опрос граждан - выявление мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления;

л) индивидуальные и коллективные обращения граждан;

м) иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральному или региональному законодательству.

Опосредованная форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, и включает в себя :

а) представительный орган местного самоуправления;

б) главу муниципального образования;

в) местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Представительный орган местного самоуправления – это выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующее на территории муниципального образования. Именно он является ведущим в системе муниципальных органов, так как он выражает волю населения, контролирует деятельность других органов и должностных лиц местного самоуправления, ему подотчётны глава муниципального образования и другие должностные лица .

Представительный орган местного самоуправления (дума, собрание представителей, совет депутатов, муниципальное собрание и т.п.) может формироваться путем проведения муниципальных выборов либо состоять из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений, входящих в состав муниципального района.

В структуре органов муниципального управления уставом муниципальной организации может предполагаться должность главы муниципального образования, который является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования и обладает собственными полномочиями по решению местных вопросов.

Может образовываться и контрольный орган муниципального образования в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрением местного бюджета, отчета о его исполнении (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т.д.) и иные органы местного самоуправления. Для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума может формироваться избирательная комиссия муниципального образования.

Компетенцию органов местного самоуправления образуют предметы ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований. Выделяются несколько групп полномочий органов местного самоуправления:

1. В области бюджета и финансоворганы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение; учреждают фонды для кредитования целевых программ, в том числе фонды социальной защиты, дотационные фонды и др.

2. В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, организациями, расположенными на территории местного самоуправления,органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, преобразования объектов муниципальной собственности и др.

3. В области земельных отношений и охраны природной средыорганы местного самоуправления определяют порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение земельными участками на подведомственной им территории; определяют правила пользования природными ресурсами, выносят решения о приостановлении строительства и эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм и др.

4. В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связиорганы местного самоуправления утверждают правила застройки населенных пунктов на подведомственной им территории, устанавливают порядок продажи и передачи жилья в собственность, выдают разрешение на строительство объектов производственного назначения; руководят транспортными организациями и предприятиями, находящимися в муниципальной собственности, и др.;

5. В области социально-культурного обслуживания населенияорганы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями и др.;

6. В области социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают проведение в жизнь законодательства о выплате пенсий и пособий. Местная администрация назначает и выплачивает также из собственных или привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; принимает меры, направленные на улучшение материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан и др.;

7. В области охраны общественного порядка, прав и свобод гражданорганы местного самоуправления обеспечивают на подведомственной им территории соблюдение законов, актов вышестоящих органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан, осуществляют контроль за исполнением их решений предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В пределах своей компетенции налагают административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения; принимают меры, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций, и др.

В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Контрольное задание

Выберите несколько актов Президента Российской Федерации, свидетельствующие о том, что Президент осуществляет правовое регулирование вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации) и восполняющих пробелы в федеральных законах.

Указ Президента Российской Федерации от 11.03.2016 г. № 112 «О внесении изменений в Положение о Государственном антинаркотическом комитете и Положение об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 207 г. № 1374»;

Распоряжение Президента Российской Федерации от 08.03.2016 г. № 39-рп «О проведении Петербургского международного юридического форума»;

Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2016 г. № 97 «О досрочном прекращении полномочий Губернатора Тверской области»;

Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 688 «О грантах Президента Российской Федерации в области культуры и искусства»;

Указ Президента Российской Федерации от 2.07. 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти";

Указ Президента Российской Федерации от 16.12.2015 г. № 623 «О Национальном центре развития технологий и базовых элементах робототехники»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2015 г. № 599 «Об отнесении федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 21.11.2015 г. № 563 «О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

Литература

1 - Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М., 1993.

2 - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3 - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст.5005.

4 - Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. - М.: Норма, 2013. - Т.1. 863 с. Т.2. 927 с.

5 - Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2004. - 301 с.

6 - Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2012. - 784 с.

7 – Борисов А.В. Большой юридический словарь. - М.: Книжный мир, 2010. - 848 с.

8 - Васильев А.В. Теория государства и права: курс лекций.- М. Флинта: МПСИ, 2008 - 200 с.

9 - Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник. М., 2001. – 328.

10 - Габричидзе Б.Н. Основы органов государственной власти России:учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 479 с.

11 - Гранкин И.В. О принципах формирования и деятельности законодательной власти субъектов Федерации // Журнал российского права. 1998. № 4-5.

12 - Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации: учебник. - М.: «Статут», 2002. - 366 с.

13 - Козлова Е.И. Кутафин о.Е., Михалева Н.А., Скуратов Ю.И. Государственное право Российской Федерации. – М., 1996. - 389.

14 - Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник.-М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2012. - 672 с.

15 - Колюшин, Е. И. Конституционное право России [Текст] : Курс лекций / Е. И. Колюшин. - М., 2010. - 416 с.

16 - Кораблев Д.П., О некоторых практических аспектах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. – Журнал Конституционное и муниципальное право. 2009 г. №1. – 126 с.

17 - Костюкова А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения. Омск: ОмГУ., - 2001. – 279 с.

18 - Малый А.Ф. О статусе законодательных органов краев и областей // Журнал российского права. 1998. № 8 – 84 с.

Местное самоуправление относится к числу важнейших элементов государственного устройства России, предусматриваемого Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году. Основной закон России содержит ряд концептуальных положений, принципиально отличающих настоящее государственное устройство России от ранее существовавшего в части вопросов осуществления местного самоуправления. В первую очередь к указанным положениям относятся конституционные нормы, устанавливающие:

1) гарантированность местного самоуправления со стороны государства (статьи 12, 133);

2) самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (статьи 12, 130, 131, 132);

3) организационную обособленность местного самоуправления от системы органов государственной власти (статья 12);

4) осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (статья 131);

5) возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых для реализации передаваемых полномочий материальных и финансовых средств (статья 132).

Особого внимания заслуживает также статья 15 Конституции, установившая обязательность соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законов.

Согласно части 2 статьи 3 Конституции России “народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления”. Статьи 3, 32, 131 Конституции предусматривают осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через представителей. Эти нормы позволяют утверждать, что местное самоуправление является одной из форм осуществления народовластия. Специфика этой формы раскрывается в части 1 статьи 130 Конституции, согласно которой местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Квалифицирующим признаком вопросов местного значения, указанным в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 1), является непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации, являясь основным законом общества и государства установила систему норм о местном самоуправлении, на которой должны базироваться все остальные нормативные правовые акты.

Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, является Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Все остальные законы, содержащие нормы муниципального права, не могут противоречить названному закону, равно как и Конституции Российской Федерации.

23. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика и проблемы.

Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конститу­ции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе мест­ного самоуправления, является Федеральный Закон «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Все остальные законы, содержащие нормы муниципального права, не могут противоречить названному закону, равно как и Конституции Российской Федерации. Другие федеральные законы могут только развивать, более детально регулировать отдельные группы отношений, предусмотренных назван­ным Федеральным Законом.

Законодательная деятельность федеральных органов государствен­ной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации свидетельствует, что нормы Конституции Российской Фе­дерации о местном самоуправлении и нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления...» нашли развитие, как в федеральных законах, так и в законах субъектов Россий­ской Федерации. Мы уже называли эти законы, подразделяя их на две группы: специальные и содержащие отдельные нормы, регулирующие какие-либо отношения в системе местного самоуправления.

Специальным подзаконным нормативным правовым актом являет­ся, например. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления»

Отдельные нормы, регулирующие отношения в системе местного са­моуправления, закреплены в Указе Президента Российской Федерации «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществле­нию передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную соб­ственность» от 28 октября 1994 г.

Подзаконные нормативные акты принимаются для обеспечения вы­полнения норм Конституции Российской Федерации и федеральных за­конов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления.

Федеральное законодательство о местном самоуправлении в целом характеризуется бессистемностью (зачастую, даже хаотичностью) и отсутствием единого комплексного подхода к осуществлению правового регулирования.

Огромное количество проблем возникает также в связи с действием нормативных актов бывшего Союза ССР и РСФСР и наличием устаревших норм в отдельных актах Российской Федерации, поскольку все эти нормы были направлены на регулирование общественных отношений при совершенно иной политической организации общества.

К основным целям кодификации муниципального законодательства следует отнести:

1. Обеспечение правового регулирования отношений в сфере местного самоуправления на базе единого подхода, научной концепции (в т.ч. юридической конструкции) - посредством принятия кодифицированного акта Основ законодательства. То есть, в первую очередь, это: разрешение противоречий, обеспечение единообразия дефиниций и нормативных установлений, устранение устаревших норм, что значительно облегчит право применение и обеспечит общедоступность законодательства о местном самоуправлении.

2. Устранение пробелов и неэффективных норм в законодательстве о местном самоуправлении. Таким образом, в данном аспекте кодификация есть способ совершенствования законодательства. Осуществляя систематизацию нормативных правовых актов в области местного самоуправления, одновременно возможно внесение в них необходимых изменений и дополнений, исходя из практики применения, потребностей развивающихся муниципальных правоотношений.

3. Наиболее эффективное разрешение проблем, связанных со становлением, формированием и развитием муниципального права и как отрасли права, и как научной дисциплины.

Несмотря на то, что муниципальное право объективно выдели лось из конституционного права, оно имеет собственный предмет и метод правового регулирования. Однако, окончательно процесс формирования муниципального права как отрасли права не завершен, поскольку четко не определен предмет правового регулирования и не в полном объеме применяется императивно-диспозитивный метод правового регулирования отношений этой отрасли.

Безусловно, формирование и развитие отрасли муниципального права объективно требует обособления и развития муниципального права в качестве научной дисциплины или учения о местном самоуправлении.

Местное самоуправление - новый институт для постсоветского общества и государства, поэтому развитие муниципально-правовой науки есть необходимое условие для установления местного самоуправления в России как формы народовластия, как неотъемлемого элемента демократического правового государства.

4. Внедрение информационных технологий (современных компьютерных разработок) в законотворческий процесс. Как мне кажется, необходима разработка автоматизированной информационной системы кодификации законодательства о местном самоуправлении (включая базу данных). Автоматизированная ин формационная система позволит существенно облегчить труд кодификатора, уменьшить затраты (финансовые и временные) на осуществление кодификации и улучшить качественные показатели кодификации, поскольку значительная часть работы будет выполняться автоматически. В то же время, разработка подобной информационной системы будет способствовать повышению эф­фективности законотворчества в целом (в том числе посредством упрощения, автоматизации отдельных этапов законотворческих работ). Разработанные технологии можно будет использовать не только при осуществлении кодификации законодательства, но и в иных законотворческих процессах.

О необходимости кодификации законодательства о местном самоуправлении свидетельствует также и наличие специальных норм, посвященных совершенствованию и кодификации муниципального законодательства в «Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента Российской Федерации №1370 от 15 октября 1999 года (далее-Основные положения) и в Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочии местного самоуправления, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года №1394 (далее - Федеральная программа).

Данные правовые акты в настоящее время являются важнейшими документами, определяющими муниципальную политику государства и непосредственно направленными на реализацию конституционных прав местного самоуправления, стабилизацию и развитие муниципальных образований. Поэтому, наличие в этих правовых актах положений о необходимости совершенствования и кодификации законодательства о местном самоуправлении, а тем более возведение их в степень государственной политики, представляется одним из основных факторов, способствующих построению эффективной системы местного самоуправления в России, а значит и становлению демократического правового государства.

В Основных положениях особое внимание уделено использованию достижений науки и проведению научно-правовых исследований в сфере местного самоуправления. К одной из приоритетных задач государственной политики в области местного само управления в соответствии с Основными положениями относится «проведение фундаментальных научных исследований в области местного самоуправления», «формирование муниципального права как комплексной отрасли права», а также «выработка стратегии законодательной деятельности в области местного самоуправления».

В Федеральной программе особо отмечается, что решение проблем, возникающих в ходе становления и развития местного само­управления, обеспечения устойчивого развития муниципальных образований требует их глубокой научно-методической проработки. Следует отметить, что реализация второго этапа (2003-2014 годы) Федеральной программы непосредственно включает выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении.

Также хотелось бы обратить внимание на содержание конкретных мероприятий Федеральной программы. Приложение №1 к Федеральной программе предусматривает мероприятия по правовому обеспечению, в том числе:

Разработку предложений по устранению противоречий в законодательстве, регулирующем вопросы местного самоуправления, а также по устранению неоднозначности отдельных правовых норм и по внесению изменений в нормы, сдерживающие становление и развитие местного самоуправления, социально-экономическое развитие муниципальных образований;

разработку систематизированного сборника федерального законодательства по вопросам местного самоуправления с комментариями.

Подобные мероприятия, проводимые в рамках профессионально организованных, построенных на научной основе кодификационных работ, позволят разрешить основную часть проблем, связанных с развитием российского института местного самоуправления.

Актуальность проведения кодификации проявляется в воз росшем количестве законопроектов по изменению и дополнению законодательства в сфере местного самоуправления, поступающих на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. За время деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва было рассмотрено более 46 законопроектов «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принц»" пах организации местного самоуправления в РФ».

Таким образом, кодификация должна обеспечить выявление всех пробелов и противоречий в нормативно-правовых актах, осуществление комплексного, системного правового регулирования на основе единого подхода. С помощью кодификации можно наиболее гибко адаптировать к изменившимся отношениям в области муниципально-правового регулирования, имеющуюся нормативно-правовую базу. Осуществление кодификации позволит использовать научный потенциал и исследования ведущих правоведов. Как указывает Ю.А. Тихомиров «развитие законодательства не сводится к быстрому увеличению его массива... Законодательство должно быть доступным, действующим, открытым для понимания и использования всеми гражданами и юридическими лицами, что требует научного обеспечения и планомерности развития». Серьезная кодификационная работа может способствовать совершенствованию законодательного регулирования муниципальных правоотношений, повышению эффективности и авторитетности законов, развитию и укреплению местного самоуправления, а значит и государства в целом.

На основе изучения исторического опыта кодификации в нашей стране сделан вывод, что результатом кодификации федерального муниципального законодательства должны стать Основы законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении, включающие наиболее важные, фундаментальные положения, определяющие общие принципы организации местного самоуправления в России.

Данная форма кодифицированного акта выбрана мною после изучения достаточно обширной практики кодификации Советского Союза. В Союзе, как известно, Основы законодательства принимались по вопросам, относящимся к совместному ведению Союза ССР и союзных республик.

Пункт «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время, Конституция Российской Федерации не определяет в каких формах осуществляется правовое регулирование по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов и не содержит норм о возможных формах кодифицированных актов.

По моему мнению, в данном случае целесообразно использовать практику кодификации бывшего Союза ССР. Как верно указывает Т.Н. Рахманина, «Основы законодательства, являясь особой, специфической формой основополагающего кодификационного закона, с присущей именно им 4юрмой внутренней организации нормативного материала могут быть сохранены и достаточно эффективно использованы в законотворческой практике, как разновидность федерального закона в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов».

В то же время, необходимо обратить внимание на характерную особенность действующего российского законодательства относительно определения статуса такого акта как Основы законодательства. В настоящее время Основы не представляют собой кодифицированные акты, а являются «обычными» законами, регламентирующими те или иные общественные отношения в рамках определенной отрасли (института) законодательства.

Так, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и част ной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

«Основы законодательства об архивном фонде Российской Федерации и архивах» регулируют формирование, организацию хранения, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими в целях обеспечения сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» фактически определяют поря док совершения нотариальных действий.

Что касается «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», то они определяются законодателем в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

Таким образом, ни один из перечисленных актов Российской Федерации под названием Основы законодательства не содержит в себе признаков кодифицированного акта, характерных для Основ законодательства Союза ССР и союзных республик. Во-первых, как следует из предмета регулирования, целью принятия данных актов не являлось приведение в систему нормативных актов определенной отрасли права путем переработки их содержания, то есть они не являются результатом кодификационных работ. Во-вторых они не основаны на системе права и не

Иначе говоря, действующие Основы никак нельзя назвать «сводным законом», как явствует из буквального перевода термина «кодификация». Остается лишь посетовать на то, что российский законодатель не использует положительный опыт советского периода и легко отходит от традиций советского права. Несмотря на то, что они основаны на фундаментальных научных исследованиях лучших ученых советской эпохи.

По моему глубокому убеждению в настоящее время необходимо осуществлять разработку Основ законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении именно в качестве кодифицированного акта, о чем свидетельствует все вышеизложенное. Основы должны включать наиболее важные, фундаментальные положения, определяющие общие принципы организации местного самоуправления в России и в то же время содержать необходимые рамочные нормы развивающие и дополняющие конституционные положения в соответствии с принципиальными подходами к организации местного самоуправления; следующими международно-правовых норм (Европейской Хартии местного самоуправления) и единой государственной политики.

Основы должны четко определить сферы правового регулирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Здесь необходимо соблюдать «золотую середину», поскольку «федеральные акты, с одной стороны, не должны нарушать права и интересы субъектов Федерации в сфере местного самоуправления, а с другой - признаны обеспечивать на общегосударственном уровне защиту местного самоуправления, помогать правовыми мерами их развитию. Такие акты призваны сдерживать возможные попытки со стороны органов государственной власти субъектов Федерации ограничить организационные, финансовые и материальные возможности местного самоуправления». Рамочные условия Основ должны закладывать фундаментальные нормы и одновременно предусматривать многовариантность для осуществления правовою регулирования субъектами Российской Федерации но исключительно в пределах установления общих принципов организации местного самоуправления. Наиболее сложна задача определить границы такого правового регулирования на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, поскольку местное самоуправление - это институт самоорганизации граждан и чрезмерное государственное вмешательство будет препятствовать проявлению гражданской активности населения. В то же время, если федеральный законодатель не оградит местное самоуправление от всепроникающей регламентации со стороны субъектов Федерации, его развитие также не будет эффективным.

Представляется целесообразным включение в Основы законодательства о местном самоуправлении двух частей: Общей и Особенной. В диссертации подробно изложены структура каждой части и основные подходы к их содержанию.

Общую часть должны составить нормы общего характера, Имеющие важное значение для всех институтов кодифицируемой отрасли, содержащие основные, принципиальные положения:

предмет и общие принципы правового регулирования отношений данной сферы; распределение полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в данной области; соотношение Основ с другими отраслевыми актами как самой Федерации, так и ее субъектов; соотношение с международно-правовыми актами и нормами, важнейшие меры, обеспечивающие соблюдение Основ. Особенную часть составляют нормы, характерные для отдельных институтов, осуществляющие правовое регулирование обособленной группы общественных отношений в рамках рассматриваемой отрасли: важнейшие отраслевые нормы и положения по вопросам, требующим единого правового регулирования в масштабах Федерации, а также границы, в пределах которых субъекты вправе принимать собственные решения.

В качестве вывода, хотелось бы подчеркнуть, что разрешение рассматриваемой проблемы требует выработки научно обоснованной концепции кодификации законодательства о местном само управлении на основе новейших научных исследований и приме нения всего массива практического материала.

1. Муниципальное право, подобно любой другой отрасли права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг:

а) финансовых отношений;

б) общественных отношений;

в) имущественных отношений;

г) дисциплинарных отношений.

2. Муниципальное право, как отрасль права – это:

а) совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права;

б) учебная дисциплина;

в) научная дисциплина;

г) совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений, и составляющих одну из отраслей системы права РФ.

3. Местное самоуправление является объективной основой формирования:

а) конституционного права;

б) административного права;

в) административного и муниципального права;

г) муниципального права.

4. Согласно Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает:

а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

б) государственное решение вопросов, политического значения, основываясь на принципах местного самоуправления;

в) финансовое решение вопросов местного значения, основываясь на принципах местного самоуправления;

г) решение вопросов жилищного значения городских и сельских поселений, основываясь на принципах местного самоуправления.

5. Местное самоуправление осуществляется населением путём:

а) выдвижения кандидатуры на пост главы сельского поселения;

б) выборов (референдума);

в) митингов, шествий;

г) обращения в органы местного самоуправления.

6. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть:



а) через государственные органы (государственная власть);

б) только через органы местного самоуправления;

в) через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления граждан;

г) все ответы верны.

7. Органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ:

а) входят в систему органов государственной власти;

б) не входят в систему органов государственной власти;

в) частично входят в систему органов государственной власти;

г) входят в систему органов государственной власти на 1/3.

8. Местное самоуправление это:

а) первичные уровень власти в государстве наиболее приближенный к населению;

б) вторичный уровень власти;

в) третичный уровень власти;

г) четвертичный уровень власти.


9. Вопросы местного значения это:

а) вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения местного самоуправления, решения которых в соответствии с Конституцией и Федеральным законом осуществляется самостоятельно;

б) вопросы обеспечения жизнедеятельности населения местного самоуправления, решение которых осуществляется государством;

в) вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, решение которых осуществляется вечевым советом;

г) вопросы обеспечения жизнедеятельности населения местного самоуправления, решение которых в соответствии; с Конституцией и Федеральным законом осуществляется парламентом.

10. Муниципальное право – новая отрасль российского права, находящаяся в процессе своего становления и развития. Её формирование связано с реформированием:

а) исполнительной власти;

б) местной власти;

в) законодательной власти;

г) все ответы верны.

11. Начало реформированию местной власти было положено в:

а) 1887-1889 г.;

б) 1970-1971 г.;

в) 1990-1991 г.;

г) 1993-1995 г.

12. Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принят:

13. Согласно ст. 131 Конституции РФ изменение границ территории, в которых осуществляется местным самоуправлением:

а) не допускается;

б) допускается с учетом мнения населения соответствующей территории;

в) допускается;

г) допускается с разрешения главы администрации местного самоуправления соответствующей территории.

14. Местное самоуправление осуществляется:

а) в городских поселениях;

б) в сельских поселениях;

в) в городских, сельских поселениях с учетом исторических и иных местных традиций;

г) в городских, сельских поселениях без учета исторических и иных местных традиций.

15. Органы местного самоуправления:

а) самостоятельно управляют муниципальной собственностью;

б) формируют, утверждают и исполняют местный бюджет

в) устанавливают местные налоги и сборы

г) все ответы верны

16. Гарантируется ли в РФ местное самоуправление правом на судебную защиту:

а) нет, не гарантируется;

б) да, гарантируется.

17. Что из нижеперечисленного составляет правовую основу местного самоуправления:

а) Конституция РФ;

б) общепризнанные принципы и нормы международного права;

в) федеральные конституционные законы;

г) все ответы верны.

18. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относят:

а) правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ;

б) определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ;

в) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

г) все ответы верны.

19. Вправе ли муниципальные образования устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные и иные местные традиции и особенности:

а) да, вправе;

б) нет, не вправе.

20. К источникам муниципального права относятся:

а) Конституция РФ.

б) решение главы администрации сельского поселения по вопросу валютного регулирования и валютного контроля;

г) Европейская хартия.

21. Избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие:

а) 21 года;

22. К участникам муниципально-правовых отношений относятся:

а) предприятия;

б) учреждения;

в) организации;

г) все ответы верны.

23. Относится ли муниципальное право как правовое образование к числу основных правовых отраслей права:

а) да, относится;

б) нет, не относится.

24. Местное самоуправление функционирует на уровнях:

б) области;

в) города;

г) района;

е) поселка.

25. Возможно ли преобразовать органы местного самоуправления в государственные органы:

а) возможно, только по истечении полномочий местного самоуправления;

б) да, возможно;

в) с согласия (учета) мнения населения.

26. Допускается ли подчиненность одного местного самоуправления другому:

а) да, допускается;

б) нет, не допускается.


27. Перечислите основные формы участия населения в осуществлении городского самоуправления:

а) народная правотворческая инициатива;

б) митинги, демонстрации;

в) опросы населения;

г) обращения и петиции граждан;

д) участие и осуществление судебной власти;

е) все ответы верны.

28. С помощью каких правовых приемов (способов) муниципальное право воздействует на общественные отношения:

а) предупреждение;

б) предписание;

г) запрет;

д) дозволение.

29. В системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, различают два основных метода правового регулирования:

а) дедуктивный;

б) императивный;

в) индуктивный;

г) креативный;

д) диспозитивный.

30. В основе диспозитивного регулирования с точки зрения муниципальных отношений лежит:

а) предписание;

б) дозволение;

в) запрет.

31. Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы:

а) муниципального права;

б) гражданского права;

в) публичного права;

г) частного права;

д) и публичного и частного права.

32. Используемые в муниципальном праве запреты, это:

а) способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемые и при императивном, и при диспозитивном регулировании;

б) способ ограничения деятельности основ муниципальных образований;

в) ограничение прав местного самоуправления.

33. Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве используется метод, широко применяемый прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления. Это метод:

а) индуктивный;

б) гарантий;

в) запрета;

г) диспозитивный.

34. Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются:

а) отраслью муниципального права;

б) институтами муниципального права;

в) муниципально-правовыми нормами.


35. Федеральный закон 2003 г. Об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что муниципальные правовые акты принимаются:

а) органами местного самоуправления;

б) должностными лицами местного самоуправления;

в) органами и должностными лицами местного самоуправления.

36. По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:

а) местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);

б) основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, экономическая основы);

в) предметы ведения и полномочия местного самоуправления муниципального образования;

г) гарантии местного самоуправления;

д) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

37. По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы местного самоуправления, выделяют:

а) нормы, устанавливаемые на федеральном уровне;

б) на уровне субъектов федерации;

в) на уровне муниципальных образований;

38. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой:

а) совокупность муниципально-правовых норм регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную обособленную группу;

б) совокупность административно-правовых норм регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную обособленную группу;

в) совокупность конституционных норм регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках муниципального права самостоятельную обособленную группу.

39. Источники муниципального права, это:

а) исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм конституционного права, придания им общеобязательного характера;

а) исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера;

б) исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм административного права, придания им общеобязательного характера.

40. Европейская хартия была ратифицирована Россией в:

а) 2000 году;

б) 1999 году;

в) 1998 году.

41. Муниципально-правовые отношения с учетом их содержания можно разделить на отношения:

а) связанные с организацией местного самоуправления;

б) в которых находит своё воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий;

в) характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципального образования;

г) связанные с организацией политической власти;

д) связанные с организацией традиций населения.


42. Муниципально-правовые отношения можно классифицировать в зависимости от субъектов на три группы. Это отношения в которых:

а) одной из сторон выступает местное самоуправление;

б) одной из сторон выступает Президент РФ;

в) одним из субъектов выступает население муниципального образования;

г) одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления;

д) одной из сторон является Правительство РФ.

43. Субъектами муниципально-правовых отношений являются:

а) муниципальное образование;

б) население муниципального образования;

в) сход граждан;

г) собрание или конференция граждан;

д) органы местного самоуправления;

е) депутаты органов местного самоуправления;

44. В законодательстве о местном самоуправлении некоторых субъектов Федерации населения муниципального образования именуется:

а) местным обществом;

б) местным сообществом;

в) местным органом;

г) местным образованием.

45. Сход граждан используется как форма непосредственной демократии в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом не более:

а) 50 человек для решения вопросов местного значения;

б) 100 человек для решения вопросов местного значения;

в) 200 человек для решения вопросов местного значения.

46. Собрание (конференция) граждан представляет собой:

а) совещательную (консультативную) форму непосредственной демократии;

б) избирательную форму непосредственной демократии;

в) организационную форму непосредственной демократии;

г) все вышеперечисленные ответы верны.

47. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются:

а) органы местного самоуправления;

б) должностные лица местного самоуправления;

в) органы и должностные лица местного самоуправления;

г) Правительство РФ.

48. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения являются:

а) глава местного самоуправления;

б) представительные органы местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решение;

в) местная администрация – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;

г) все вышеперечисленные ответы верны.

49. ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наряду с понятием «орган местного самоуправления» использует понятие:

а) законодательный орган;

б) муниципальный орган;

в) исполнительный орган;

г) судебный орган.


50. Право на осуществление местного самоуправления принадлежит также:

а) лицам без гражданства;

б) гражданам РФ;

в) гражданам зарубежных государств;

г) все вышеперечисленные ответы верны.

51. В соответствии с ФЗ 2003 г. Об общих принципах организации местного самоуправления, участникам территориального общественного самоуправления являются граждане, достигшие:

52. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, вправе ли участвовать в осуществлении местного самоуправления:

а) да, вправе;

б) нет, не вправе.

53. Под системой муниципального права понимается:

а) объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значений и роли в регулировании муниципальных отношений;

б) объединение административно-правовых норм в общественно-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений;

в) объединение нормативно-правовых актов в общественно-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости и роли в регулировании муниципальных отношений.

54. Первым элементом системы муниципального права являются:

б) муниципально-правовые нормы;

в) административно-правовые нормы;

г) уголовно-правовые нормы.

55. Вторым элементом системы муниципального права являются:

а) нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические;

в) общественные объединения.

56. Третьим элементом системы муниципального права выступает:

а) нормативно-правовые институты;

б) общественные объединения;

в) группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

57. Четвертым элементом системы муниципального права является:

а) группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления;

б) нормативно-правовые институты;

в) общественные объединения.

58. Пятый элемент системы муниципального права составляют:

а) общественные объединения;

б) нормативно-правовые акты;

в) нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.


59. Система муниципального права включает следующие структурные части:

а) основы местного самоуправления: территориальная, организационная и экономическая;

б) местное самоуправление в системе народовластия;

в) гарантии местного самоуправления;

г) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

д) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью;

е) все вышеперечисленные ответы верны.

60. Муниципальное право как образование относится ли к числу основных отраслей права:

а) муниципальное право не относится к числу основных отраслей права;

б) муниципальное право относится к числу основных отраслей права.

61. Место муниципального права в правовой системе РФ определяется тем, что:

а) это первичное производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством развития специального законодательства о местном самоуправлении;

б) это вторичное производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством развития специального законодательства о местном самоуправлении;

в) это третичное производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством развития специального законодательства о местном самоуправлении.

62. Муниципальное право является ли комплексной отраслью права:

а) да, муниципальное право является комплексной отраслью права;

б) нет, муниципальное право не является комплексной отраслью права.

63. Взаимодействует ли муниципальное право с другими отраслями права:

а) да, муниципальное право взаимодействует с другими отраслями права;

б) нет, муниципальное право не взаимодействует с другими отраслями права.

64. Муниципальное право взаимодействует с правом, которое является ведущей отраслью российского права, определяющим основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления его место в системе народовластия. Назовите (данную) описанную отрасль права:

а) административное право;

б) трудовое право;

в) конституционное право;

г) гражданское право;

д) муниципальное право.

65. С какими отраслями права взаимодействует местное самоуправление в РФ:

а) конституционное право;

б) трудовое право;

в) гражданское право;

г) финансовое право;

д) земельное право;

е) экологическое право;

ж) хозяйственное право;

з) все вышеперечисленные ответы верны.

66. Задачей муниципального права как научной дисциплины является:

а) раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы организации государственной власти;

б) раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы организации власти народа содержания муниципальных отношений;

в) раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы организации парламентской власти.

67. С точки зрения науки муниципальное право рассматривает местное самоуправление как форму гражданской самостоятельности и осуществления:

а) публичной власти;

б) государственной власти;

в) президентской власти;

г) все вышеперечисленные ответы верны.

68. Одна из важнейших проблем организации и деятельности местного самоуправления касается соотношение власти местного самоуправления и:

а) президентской власти;

б) государственной власти;

в) публичной власти.

69. Взаимодействуют ли между собой местное самоуправление и государственная власть:

б) да, взаимодействуют – у них единый источник: власть народа;

в) да, взаимодействуют – у них единый источник: государственная власть.

70. Какие научные методы использует дисциплина муниципального права изучая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения:

а) исторический;

б) сравнительно-правовой;

в) статистический;

г) конкретно-социологический;

71. Входит ли Россия в Совет Европы:

в) частично.

72. Европейская хартия отражает:

а) западный опыт правового регулирования местного самоуправления;

б) современные опыт правового регулирования местного самоуправления;

в) многовековой опыт правового регулирования местного самоуправления;

г) все вышеперечисленные ответы верны.

73. Научная дисциплина муниципальное право – это:

а) совокупность знаний, идей, теорий конституционного права, о формах и практике осуществления и правового регулирования власти народа;

б) совокупность знаний, идей, теорий административного права, о формах и практике осуществления и правового регулирования власти народа;

в) совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

74. Система местного самоуправления – это:

а) совокупность звеньев научной дисциплины муниципального права;

б) логически обоснованное расположение в определенной последовательности теоретических положений, знаний, составляющих её содержание;

в) научная дисциплина муниципального права.

75. Перечислите основные разделы системы научной дисциплины муниципального права:

а) введение в местное самоуправление;

б) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

в) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

г) основы местного самоуправления;

д) местное самоуправление в системе народовластия;

е) гарантии местного самоуправления;

ж) все вышеперечисленные ответы верны.

76. Органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с законодательством несут ответственность перед:

а) населением местного самоуправления;

б) государством;

в) физическими лицами;

г) юридическими лицами;

д) все вышеперечисленные ответы верны.

77. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения возможно при наличии определенных условий. Такими условиями реализации местного самоуправления выступают основы деятельности местного самоуправления:

а) правовая;

б) экологическая;

в) административная;

г) территориальная;

д) организационная;

е) плановая;

ж) все вышеперечисленные ответы верны.

78. К числу источников научной дисциплины муниципального права относят:

а) правовые акты;

б) Конституция РФ;

в) фундаментальные труды ученых;

г) практика муниципальной деятельности;

д) все вышеперечисленные ответы верны.

79. В каком году начался процесс реформирования власти на местах на основе принципов самоуправления:

а) 1989 год;

б) 1990-1999 гг.;

в) 1993 год;

г) 1995-1996 гг.

80. Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности органов советской власти внесли такие ученые как:

а) И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев;

б) Маркс, Энгельс;

в) Франкенштейн, Геродот;

г) Эйнштейн, Кутафин.

81. Первоочередной задачей научной дисциплины муниципального права являются:

а) определение и раскрытие сущности муниципального права;

б) определение основных концепций власти народа;

в) научная разработка проблем теоретического и практического характера, которые встают в ходе осуществления радикальной перестройки организационно-правового механизма формирования и осуществления местного самоуправления, как первичного уровня власти в государств, и выработка научно обоснованных рекомендаций по их решению.

82. ФЗ № 131 от 2003 года Об общих принципах организации местного самоуправления по-новому решает вопросы:

а) предметов ведения местного самоуправления;

б) экономических основ местного самоуправления;

в) закладывает основы для развития нового муниципального института;

г) все вышеперечисленные ответы верны.


83. Развитие муниципального права, его институтов неразрывно связано с:

а) возникновением и эволюцией местного самоуправления как децентрализованной формы управления разработкой теоретических концепций местного самоуправления формированием законодательства регулирующего муниципальную деятельность;

б) потребностью населения в защите своих прав;

в) потребностью населения в деятельности муниципального права.

84. Основы правовых муниципальных систем большинства европейских стран, а также США, Японии и ряда других государств были заложены в ходе муниципальных реформ в:

85. Появление термина «муниципалитет» относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима:

а) так назывались города пользовавшиеся правами самоуправления;

б) так назывались республики Древнего Рима;

в) так назывались улицы в Древнем Риме.

86. Первоначально теорию свободной общины выдвинули:

а) немецкие ученые;

б) российские ученые;

в) бразильские ученые;

г) итальянские ученые.

87. В начале XIX в. общинными делами, общинным имуществом заведовали:

а) муниципалитеты;

б) государственные объединения;

в) помещики;

г) казенные, государственные чиновники.

88. Теория свободной общины доказывала, что:

а) муниципальное право является неотъемлемой частью составляющих его норм права;

б) муниципальное право является частью государственного объединения;

в) право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека ибо община исторически возникает раньше государства, которое должны уважать свободу общинного управления.

89. Для теории свободной общины характерны:

а) избираемость органов местного самоуправления членами общины;

б) разделение дел, которыми ведает община, на собственные дела, и дела, перепорученные ей государством;

в) местное самоуправление – это управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных;

г) все вышеперечисленные ответы верны.

90. Теория свободной общины оказала определенное влияние на развитие законодательства первой половины:

91. На смену теории свободной общины пришла:

а) теория свободной общины;

б) теория народничества;

в) общественная теория самоуправления (общественно-хозяйственная теория самоуправления).


92. Самоуправление согласно общественной теории:

а) это заведование делами местного хозяйства;

б) это заведование делами народного хозяйства;

в) это заведование делами общественного хозяйства.

93. Государственная теория самоуправления была разработана:

а) российским ученым XX в. Кутафиным;

б) немецкими учеными XIX в. Л. Штейном, Р. Гнейстом;

в) английскими учеными XVIII в. Шайреном.

94. Согласно государственной теории самоуправления – самоуправление:

а) это одна из форм организации местного государственного управления;

б) это одна из форм организации конституционных норм права;

в) это одна из форм организации административных норм права.

95. Л. Штейн и Р. Гнейст в определении отличительных признаков местного самоуправления расходились, что послужило:

а) основанием для формирования двух основных направлений в рамках общей государственной теории самоуправления – политического (Гнейст) и юридического (Штейн);

б) основанием для формирования трёх основных направлений в рамках теории общественного хозяйства самоуправления – конституционного (Гнейст), трудовой (Тимченко) и административного (Штейн);

в) основанием для формирования трёх основных теорий народного хозяйства (Гнейста).

96. Р. Гнейст полагал, что:

а) одна лишь выборность органов и должностных лиц местного самоуправления ещё не гарантирует реальность местного самоуправления, его самостоятельность;

б) выборность органов и должностных лиц местного самоуправления гарантирует реальность местного самоуправления, его самостоятельность;

в) выборность органов и должностных лиц местного самоуправления частично гарантирует реальность местного самоуправления, его самостоятельность.

97. Большинство ученых поддерживали позицию Л. Штейна, который видел основания самостоятельности органов местного самоуправления в том, что:

а) они являются непосредственными органами местного сообщества, на которое государство возлагает осуществление функций местного самоуправления;

б) они являются непосредственными органами местного сообщества, на которое государство возлагает осуществление задач правительства РФ;

в) они являются не непосредственными органами местного сообщества, на которое государство возлагает осуществление определенных задач государственного управления.

98. Государственная теория самоуправления получила развитие в разработках таких видных дореволюционных юристов, как:

а) А.Д. Градовский;

б) А.Д. Градовский, В.П. Безобразов, Н.И. Лазаревский;

в) Н.И. Лазаревский.

99. Н.И. Лазаревский определял местное самоуправление как:

а) систему децентрализованного государственного управления, где действительность децентрализации обеспечена самостоятельность органов местного самоуправления;

б) систему децентрализованного государственного управления;

в) систему децентрализованного государственного управления, где действительность децентрализации обеспечена самостоятельность правительства РФ.

100. Двойственный характер муниципальной деятельности находит отражение в:

а) теории дуализма муниципального управления;

б) теории муниципального права;

в) теории практического метода.


101. В теории социального обслуживания делается упор на:

а) общественные муниципалитеты;

б) общественные муниципалитеты одной из основных задач: предложение услуг жителям организованного обслуживания населения;

в) субъекты муниципального права.

102. Какая страна является родиной классических муниципальных форм:

а) Германия;

б) Франция;

в) Великобритания.

103. Характерной чертой англосаксонской модели местного самоуправления является:

а) присутствие на местах полномочий представителей правительства опекающих местные выборные органы;

б) отсутствие на местах полномочий представителей правительства опекающих местные выборные органы;

в) присутствие на местах полномочий представителей правительства опекающих административные выборные органы.

104. Другой характерной чертой англосаксонской модели местного самоуправления является:

а) утвердившийся в XIX веке в Великобритании принцип, согласно которому муниципальные органы могут делить лишь то, что им прямо разрешено законом;

б) принцип равноправия субъектов муниципального права;

в) оба ответа верны.

105. Для Франции всегда была характерна:

а) высокая степень централизации местного управления и самоуправления;

б) высокая степень самостоятельности субъектов муниципального права;

в) высокая степень развитости субъектов муниципального права.

106. Ключевую роль в системе местного управления Франции играл:

а) степень независимости субъектов муниципального права;

б) степень самостоятельности субъектов муниципального права;

в) префект, являвшийся представителем правительственной власти и определявший все направления местной деятельности.

107. Децентрализация 1982 года:

а) расширила полномочия территории коллективов;

б) обеспечила им большую самостоятельность в решении своих дел сохранив вместе с тем за центральной властью достаточно сильные позиции на местах;

в) обеспечила значительное отставание от стран Запада.

108. Для Французской модели местного самоуправления характерно:

а) наличие контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны представителей местного самоуправления;

б) наличие контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны представителей центральной государственной администрации;

в) наличие контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны представителей центральной муниципальной администрации.

109. В основе правового регулирования компетенции органов местного самоуправления Франции лежит:

а) принцип, согласно которому муниципальным органам не разрешены все действия, которые запрещены законом и не относятся к компетенции других органов;