Обзоры изменений законодательства в справочных правовых системах. Правовые системы. Тестируем и выбираем. Обзоры изменений в путеводителях

1.1. Вопросы уплаты страховых взносов

Российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий (далее — IT-компания), может получить государственную аккредитацию независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что данная организация осуществляет разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по адаптации программ ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ ЭВМ и баз данных .

Для аккредитованных IT-компаний законодательством предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов (не более 14 процентов) при соблюдении дополнительных условий о доле «профильных» доходов и численности работников.

Для того чтобы применять пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды , IT-компании необходимо соблюсти 3 условия:

доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период без учета доходов в виде курсовых разниц, указанных в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации;

средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, составляет не менее 7 человек;

Пониженные тарифы страховых взносов составляют (в процентах от суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц):

на обязательное пенсионное страхование – 8 процентов от выплат в пределах базы для начисления страховых взносов (обычный порядок — 22 процента);

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2 процента от выплат в пределах базы для начисления страховых взносов (обычный порядок — 2,9 процента);

на обязательное медицинское страхование – 4 процента от выплат (обычный порядок — 5,1 процента).

Вновь созданные организации вправе применять пониженные тарифы страховых взносов после получения документа о государственной аккредитации, если по итогам отчетного (расчетного) периода они выполнят вышеуказанные условия о доле «профильных» доходов и численности работников (то есть, допустимо использование преференции «авансом», но если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполнит хотя бы одно условие, она должна уплатить страховые взносы за данный период по общим тарифам).

1.2. Особенности налогообложения отечественных IT-компаний

В ряде субъектов Российской Федерации (Новосибирской, Пензенской и Ульяновской областях) установлена льготная ставка по налогу на прибыль организаций (15,5 процентов, ранее 20 процентов).

Для исчисления налога по льготной ставке организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, достаточно получить аккредитацию в Минкомсвязи России. Доход такой организации от реализации информационных технологий - работ или услуг - должен составлять не менее 70 процентов от общего дохода.

IT-компании имеют право не применять установленный статьей 259 Налогового кодекса Российской Федерации порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, а включать расходы на ее приобретение в полном размере в состав материальных расходов сразу после ввода в эксплуатацию при выполнении трех условий:

доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов;

среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек;

организацией получен документ о государственной аккредитации.

1.3. Особенности налогообложения иностранных IT-компаний

С 1 января 2017 г. иностранная организация, подлежащая на день вступления закона в силу постановке на учет в налоговом органе, подает заявление о постановке на учет.

Закон предполагает взимание НДС (15,25%) с операций в Интернете по продаже иностранными компаниями россиянам электронных услуг, игр, музыкальных произведений, книг и видеопродукции.

К услугам, облагаемым НДС, будет относиться предоставление через Интернет прав на использование программ для компьютеров, в том числе компьютерных игр и баз данных, оказание рекламных услуг в Интернете, оказание услуг по размещению предложений

о приобретении товаров и услуг, по поддержке электронных ресурсов, предоставлению доменных имен и услуг хостинга, предоставление прав на использование электронных книг, музыкальных произведений, графических изображений и видео.

К услугам в электронной форме не будет относиться реализация товаров, если их поставка осуществляется без использования Интернета, а также продажа программ (баз данных) на материальных носителях и оказание услуг по предоставлению доступа к Интернету.

Местом реализации контента иностранными компаниями будет считаться Россия.

Кадровые вопросы IT-компаний

Аккредитованные IT-компании, созданные в форме коммерческой организации, а также IT-компании, которые аккредитованы в установленном порядке на территории Российской Федерации и являются филиалами, представительствами иностранных юридических лиц вправе привлекать к трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан в упрощенном порядке.

Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) IT-компания представляет в территориальное подразделение МВД России необходимые документы.

Срок рассмотрения ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста составляет не более 14 рабочих дней.

Такой подход дает следующие преференции:

для привлечения IT-компанией высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

на высококвалифицированных специалистов и членов их семей (супруг или супруга), дети, в том числе усыновленные, супруги детей, родители, в том числе приемные, супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки) не распространяются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, установленные Правительством Российской Федерации;

прибывшим в Российскую Федерацию высококвалифицированным специалистам и членам их семей на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) по их заявлению в письменной форме территориальным органом Федеральной миграционной службы может быть оформлен вид на жительство.

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее восьмидесяти трех тысяч пятисот рублей из расчета за один календарный месяц.

IT-компания самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несет соответствующие риски.

Привлечение иностранного гражданина – высококвалифицированного специалиста влечет возложение на IT-компанию следующих обязанностей:

включить в трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом обязательное условие об обеспечении гарантий получения медицинской помощи высококвалифицированным специалистом и прибывающими вместе с ним членами его семьи в течение срока действия соответствующего договора путем обеспечения наличия действующего на территории Российской Федерации договора (полиса) медицинского страхования либо предоставления права на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи на основании договора, заключенного IT-компанией с медицинской организацией;

ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года в порядке и по формам, утвержденным приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. №147.

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления влечет административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Персональные данные

3.1. IT-компании как операторы персональных данных

Большинство IT-компаний работают с персональными данными граждан и являются операторами, осуществляющими обработку персональных данных.

Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и ведет Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (далее — оператор).

В соответствии п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

Согласно п. 9 ст. 3 Закона № 152-ФЗ информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

В случае соответствия разрабатываемых или эксплуатируемых IT-компаниями информационных систем, в том числе интернет-сайтов указанным требованиям, компании должны быть включены в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Статья 22 Закона № 152-ФЗ закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомления должны быть направлены в письменной форме и подписаны уполномоченным лицом или направлены в электронной форме и подписаны электронной подписью в территориальные управления Роскомнадзор, на подведомственной территории которых оператор осуществляет (будет осуществлять) обработку персональных данных.

Согласно статье 24 Закона № 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований указанного Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность .

При нарушении законодательства Российской Федерации о персональных данных в трудовых отношениях дополнительно предусмотрены следующие виды ответственности: дисциплинарная (подпункт «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ), материальная (ст. 238 ТК РФ) и гражданско-правовая.

3.2. Ограничение доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства о персональных данных

В целях ограничения доступа к информации в сети Интернет, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных» (далее — реестр нарушителей).

Основанием для включения в реестр нарушителей является вступивший в законную силу судебный акт.

В течение трех рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу судебного акта Роскомнадзор определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее обработку информации в Интернет, с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Затем направляет провайдеру хостинга или иному вышеназванному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления провайдер хостинга или иное указанное выше лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанного в уведомлении, или принять меры по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного выше лица уведомления о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных владелец информационного ресурса обязан принять меры по устранению указанного в уведомлении нарушения. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем информационного ресурса мер, доменное имя сайта в сети Интернет, его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети Интернет, позволяющие идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по автоматизированной информационной системе операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сетевому адресу, доменному имени, указателю страниц сайта в сети Интернет.

Обеспечение национальной безопасности

4.1. Обязанности IT-компаний предоставлять информацию

С 1 июля 2018 г. IT-компании — организаторы распространения информации обязаны хранить на территории Российской Федерации :

информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи — в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;

текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.

Организатор распространения информации в сети Интернет обязан предоставлять вышеуказанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Организатор распространения информации в сети Интернет обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети Интернет возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

4.2. Обязанность по размещению технических средств информационных систем на территории Российской Федерации

IT-компаниям необходимо помнить, что технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации .

Статьей 13.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен штраф за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

4.3. Импортозамещение программного обеспечения

В Российской Федерации функционирует Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД. Его цель — расширить использование программ для ЭВМ и БД, оказать правообладателям государственную поддержку. Российским признается программное обеспечение, сведения о котором внесены в реестр .

С 1 января 2016 г. установлен запрет на допуск происходящего из иностранных государств программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд . Заказчики обязаны осуществлять закупки только российского программного обеспечения. Исключение из запрета составят случаи, когда программное обеспечение с необходимыми характеристиками отсутствует в реестре российских программ или российское программное обеспечение не соответствует требованиям заказчика.

Заказчик при исполнении заключенного контракта, предметом которого является поставка программного обеспечения и (или) прав на него, не вправе допускать замену российского программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр, на иное программное обеспечение.

4.4. Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах

Приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» установлены требования к обеспечению защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, от утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа, специальных воздействий на такую информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней при обработке указанной информации в государственных информационных системах.

Требования являются обязательными при обработке информации в государственных информационных системах, функционирующих на территории Российской Федерации, а также в муниципальных информационных системах, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

4.5. Требования к разработке безопасного программного обеспечения

С 1 июля 2017 г. вводится Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56939-2016 «Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования».

Стандарт направлен на достижение целей, связанных с предотвращением появления и/или устранением уязвимостей программ, и содержит перечень мер, которые рекомендуется реализовать на соответствующих этапах жизненного цикла программного обеспечения.

Стандарт предназначен для разработчиков программного обеспечения, а также для организаций, выполняющих оценку соответствия процесса разработки программного обеспечения требованиям настоящего стандарта.

Стандарт устанавливает общие требования к содержанию и порядку выполнения работ, связанных с созданием безопасного (защищенного) программного обеспечения и формированием (поддержанием) среды обеспечения оперативного устранения выявленных пользователями ошибок программного обеспечения и уязвимостей программы.

Распространение информации

5.1. Функционирование «Реестра запрещенных сайтов»

В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр) включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Указанные сведения включаются в Единый реестр на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств. Веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) распространение которой запрещено федеральными законами;

д) информации о деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети Интернет и иных средств связи .

Кроме того, указанные сведения включаются в Единый реестр на основании вступившего в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На IT-компании – провайдеров хостинга и владельцев сайтов возложены следующие обязанности:

в течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети Интернет в Единый реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети Интернет и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети Интернет в реестр владелец сайта в сети Интернет обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети Интернет провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет в течение суток;

в случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети Интернет вышеуказанных мер, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в Единый реестр.

5.2. Ограничение доступа к информации, распространяемой с нарушением закона

Статьей 15.3 Закона № 149-ФЗ установлен порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона.

В случае обнаружения в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в Роскомнадзор, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Роскомнадзор на основании обращения незамедлительно определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в сети Интернет, указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Затем провайдеру хостинга или иным вышеназванным лицам направляется уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также указателей страниц сайта в сети Интернет, позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;

В течение суток с момента получения уведомления провайдер хостинга или иное вышеуказанное лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

5.3. Обязанности IT-компаний — организаторов распространения информации и владельцев сайта в сети Интернет

IT-компании могут выступать в качестве организаторов распространения информации и владельцев сайта в сети Интернет , при этом их деятельность регулируется Законом № 149-ФЗ.

На организаторов распространения информации распространяются следующие обязанности:

в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления свой деятельности.

хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.

предоставлять информацию, запрашиваемую Роскомнадзором, необходимую для ведения реестра сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет, не позднее чем в течение десяти дней со дня получения запроса.

Вправе обжаловать в суде решение о включении в реестр «запрещенных сайтов» доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Обжаловать такое решение можно в течение трех месяцев со дня его принятия.

Для владельцев сайтов в сети Интернет установлено право обращаться в Роскомнадзор с заявлением об исключении из реестра «запрещенных сайтов» доменного имени, указателя страницы сайта в сети Интернет или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Обязанности владельцев сайтов указаны в пунктах 1-4 данного раздела.

Статьей 13.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет, в частности:

неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет обязанности уведомить Роскомнадзор о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей;

неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет установленной федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию о таких пользователях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;

неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 19.7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор, провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение сайта или страницы сайта в сети Интернет, данных, позволяющих идентифицировать блогера, либо представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений (административный штраф на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей). Повторное в течение года совершение административного вышеуказанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

5.4. Обязанности IT-компаний – новостных агрегаторов

На владельцев новостных агрегаторов возлагаются обязанности по недопущению распространения информации противоправного и порочащего характера, по проверке достоверности общественно значимых сведений, а также по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, регулирующих порядок распространения массовой информации .

Предусматривается, что Роскомнадзор будет формировать и вести Реестр новостных агрегаторов в целях контроля за их функционированием. Установлена административная ответственность за неисполнение владельцем новостного агрегатора своих обязанностей.

Оформление авторских прав на программы для ЭВМ

По российскому законодательству права на программное обеспечение охраняются так же, как авторские права на произведения литературы, и поэтому охраняют конкретную реализацию алгоритма, а не сам алгоритм.

В отличие от литературных произведений государство предусмотрело в отношении программы для ЭВМ дополнительное средство защиты - регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Регистрация необходима для подтверждения авторства и факта приобретения интеллектуальных прав на ПО, а значит и для последующей их коммерциализации, желательно дополнительно обеспечить себя более надежными доказательствами и документами.

Непосредственно регистрацией программ ЭВМ занимается ФИПС — Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный институт промышленной собственности.

Особенности работы IT-компаний с государственными заказчиками

7.1. Соблюдение требований к взаимодействию информационных систем

При разработке IT-компаниями информационных систем для государственного сектора следует соблюдать правила интеграции информационных систем федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее — информационные системы), с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, а также требования к техническому обеспечению информационного обмена, осуществляемого с применением системы взаимодействия, между информационными системами в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме .

7.2. Соблюдение требований к официальным сайтам

При создании IT-компаниями официальных сайтов для органов государственной власти необходимо помнить, о необходимости соблюдения требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления, так как статьей 13.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей за их неисполнение.

7.3. Подключение к инфраструктуре электронного правительства

В соответствии с Правилами присоединения информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее – инфраструктура электронного правительства) присоединение информационных систем подключаемых организаций к инфраструктуре электронного правительства осуществляется случае, если необходимость информационного взаимодействия этих организаций с органами и организациями, предоставляющими или участвующими в предоставлении государственных и (или) муниципальных услуг либо исполнении государственных и муниципальных функций, предусмотрена федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Подключение информационной системы разработанной IT-компаниями к инфраструктуре электронного правительства возможно только при наличии оснований указанных в федеральных законах, актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

7.4. Порядок создания и эксплуатации государственных информационных систем

При создании IT-компаниями информационных систем для органов власти следует соблюдать требования к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» устанавливает требования к «жизненному циклу» государственных информационных систем начиная от их создания и заканчивая выводом из эксплуатации.

Основные ГОСТ в области информационных технологий

Действующие межгосударственные стандарты (ГОСТ) и национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) в области информационных технологий (на сегодняшний день действуют более 400 различных стандартов) размещаются для ознакомления на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts).

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

Пониженная ставка налога на прибыль организаций (15,5%) максимально приближена к ставке налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) с доходов, уменьшенных на величину расходов (15%). Льготный режим позволит IT-компаниям преодолеть «боязнь роста» в случае, когда их доходы достигают порога, после которого невозможно дальнейшее применение УСН.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

«Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд»

Предусмотрено частью 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ)

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях»

Лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет.

Лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

СПС Консультант Плюс появилась в 1992 году и в настоящее время является одной из самых популярных справочно-правовых систем. Сервисные центры обеспечивают ежедневное обновление информационной базы СПС.

Имея договоры с основными законодательными органами об обмене правовой информацией, обеспечивает оперативное пополнение правовых документов в базу системы.

Поиск информации в СПС Консультант Плюс.

После запуска СПС открывается «Стартовое окно» в котором предоставлена возможность быстрого перехода к следующим пунктам, для дальнейшей работы с СПС:

    Быстрый поиск;

    Карточка поиска (по всем разделам), а также возможность выбора поиска в определенном разделе;

    Правовой навигатор;

  • Обзоры законодательства;

    Пресса и книги;

    Справочная информация;

    Новые документы.

Перейдем в «Окно поиска раздела Законодательство ». На экране появится Главное меню и окно Карточки поиска (рис.10.).

Рис.10. Карточка поиска

«Карточка поиска» является наиболее гибким инструментом поиска документов, который происходит по известным реквизитам документа и ключевым словам (см. Пример.1). Позволяет осуществить два вида поиска: сквозной и локальный.

Локальный поиск – это поиск внутри одного раздела.

Сквозной поиск осуществляется только из раздела «Законодательство» и проходит по всем (или нескольким) разделам информационного массива. Для того чтоб подключить данный вид поиска необходимо отметить необходимые разделы в нижней части «Карточки поиска».

Другие поисковые средства в Консультант Плюс позволяют найти основные документы по правовой проблеме или предоставляет готовые подборки документов.

«Быстрый поиск» позволяет найти документы имея минимум информации. Для поиска в водится вся известная для Вас информация и в результате система выдаст список документов, которые наиболее соответствуют запросу

«Правовой навигатор» предоставляет основные документы по правовой проблеме. Данная вкладка представляет из себя алфавитно-предметный указатель состоящий из ключевых понятий (рис.11).

Рис.11. Правовой навигатор

«Кодексы» - предоставляет перечень всех кодексов и частей, что позволяет осуществить переход в необходимую часть нужного кодекса.

«Справочная информация» обеспечивает доступ к наиболее часто используемым документам СПС (по мнению разработчиков Консультант Плюс).

«Новости и обзоры» осуществляет обзор законодательства.

«Папки». В данной вкладке сохранены папки и документы созданные пользователем.

«Закладки» - предоставляет возможность обратиться к документам, которые ранее были проработаны пользователем и в которых поставлены закладки.

«История» сохраняет ранее совершенные поиски документов и предоставляет возможность их повторить без нового ввода данных.

Пример1. Найти Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей».

Из задания видно, что у документа известны реквизиты такие, как вид документа, дата принятия, номер и название. Исходя из этого выбираем «Карточку поиска».

    Вводим известные данные в «карточку поиска».

    Для формирования списка найденных документов нажимаем кнопку в нижней части экрана «Построить список документов» или клавиша F9.

    Перед вами появится список документов из которого выбираете нужный.

Система «Гарант» предлагает просмотр изменений законодательства в соответствующем разделе «Обзор изменений законодательства» (Поиск ® ПРАЙМ. Обзор изменений законодательства ). (рис. 46).

Рис. 46 Обзор изменений законодательства в системе «Гарант»

Заполним карточку реквизитами (рис. 47):

Рис. 47. Обзор изменений законодательства в системе «Гарант». Заполнение полей.

Рис. 48. Обзор изменений законодательства в системе «Гарант». Заполнение полей.

Получили обзор изменений законодательства. Здесь мы можем экспортировать в Ворд, напечатать документ, вести поиск контекста.

Для просмотра изменений законодательства в системе «КонсультантПлюс» необходимо с главной страницы зайти в раздел «Обзоры». Также существует прямая ссылка на данный раздел на верхней панели, что очень удобно, если пользователю не нужно возвращаться на главную страницу.

Рис. 49. Обзор законодательства в системе «КонсультантПлюс».

В системе «Консультант Плюс» обзор законодательства представлен по разделам (Аналитические обзоры правовой информации, Мониторинг новых и измененных документов, тематические подборки). В разделе мониторинг новых и измененных документов представлен ежедневный обзор, еженедельный обзор, а также перечень документов, измененных за неделю. Присутствуют и тематические подборки, касающиеся налогообложения, банковского дела и другие. Но в отличие от «Гаранта» в СПС «КонсультантПлюс» не нужно заполнять карточку реквизитов данного раздела, что затрудняет поиск. Однако тематические подборки очень удобны для специалистов различных областей.

Сравнительный анализ справочных и консультационных

Материалов систем

На главной странице СПС «Гарант» пользователь может перейти к разделу «Энциклопедии, путеводители, схемы». В появившемся меню открывается меню, в котором представлены энциклопедии решений, путеводители, калькуляторы, схемы, домашняя правовая энциклопедия и энциклопедия решений (рис. 50).

Рис. 50.


Рис. 51. «Энциклопедии, путеводители, схемы» в системе «Гарант»

Широко представлен спектр консультационных материалов системы «Гарант».

Справочные и консультационные материалы системы «КонсультантПлюс» предствлены не столь объемно, в частности отсутствуют энциклопедии решений, что является преимуществом «Гаранта». Особый акцент сделан на путеводителях, которые представлены в развернутой номенклатуре (Рис.52). Что касается схем, то они не выделяются в особый раздел, но их можно найти через «путеводители».

Рис. 52. Путеводители в системе «КонсультантПлюс»

Система «Гарант» также предоставляет возможность доступа к налоговым и производственным календарям, курсам валют (раздел «Бизнес-справки» главной страницы, рис. 53).

В системе «КонсультантПлюс» существует возможность просмотра справочной информации (календари, расчетные индикаторы, курсы иностранных валют, справочная юридическая информация и т.д. (рис. 54)).


Рис. 53 Раздел Бизнес-справки СПС «Гарант»

Рис. 54. Справочная информация в системе «КонсультантПлюс»

Проанализировав данные разделы, делаем вывод, что справочно-консультационные материалы систем «Гарант» и «КонсультантПлюс» достаточно разнообразны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационно-правовое обеспечение «Гарант» являет собой общность аналитики, новостей и консалтинга. Под аналитикой подразумевается работа с информационно-правовым комплектом системы «Гарант», обеспечивающим доступ пользователя к полному и актуальному банку правовой информации с эффективными поисковыми и аналитическими возможностями.

«Гарант» является прогрессивной системой комплексного информационно-правового обеспечения, которая постоянно обновляется и апробирует инновационные способы работы, к примеру, создание интеллектуальных ссылок, поиск документов по ситуации, машина времени, поиск близких по смыслу документов, словарь популярных запросов, индивидуальная новостная лента по выбранной тематике и многое-многое другое.

С самого начала конкурентные преимущества системы «Гарант» - ее качество и удобство использования.

Справочная правовая система Консультант Плюс является эффективной программой, которая круглосуточно обеспечивает доступ к правовым данным, позволяя найти ответ на интересующие пользователя вопросы.

Система КонсультантПлюс помогает в правильном оформлении документов, здесь можно найти любые примеры корректного их заполнения. В систему включены пошаговые инструкции, примеры, пояснения, а также ссылки на документы-первоисточники, сроки составления первичных учетных документов, информация об обязательных и необязательных реквизитах первичных документов, их назначении, особенностях составления и оформления отдельных первичных учетных документов.

Система Консультант Плюс обеспечивает высокую надежность при использовании собственной информации, а также технологий и сервиса. Это обусловливает ведущую позицию на российском рынке справочных правовых систем.

Таким образом, благодаря своим мощным технологическим возможностям, большому ряду оригинальных разработок, и постоянного их внедрения, справочно-правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант» занимают первые места на рынке правовых информационных систем в России.

В результате сравнения СПС «Гарант» и «КонсультантПлюс»были выявленфы функциональные особенности:

1. «Консультант-Плюс»:

Простой поиск документов. Все документы в системе образуют единый информационный массив с четкой структурой

Сквозной поиск в едином информационном массиве (используются общие поля для поиска, например тематика, дата, номер документа и др.) и локальный поиск в разделах (по специальным полям для поиска).

Интеллектуальный поиск документов – средство правовой навигатор.

Автоматическая проверка изменений в важнейших для пользователя документах из разделов «Законодательство» и «Законопроекты»

Возможности для быстрого изучения документа. Прежде всего это постатейное иерархическое оглавление к каждому документу, из которого можно быстро перейти к соответствующему фрагменту текста, и наоборот.

Возможность вносить комментарии в тексты документов. Это делает аналитическую работу пользователя более наглядной и удобной для восприятия. Комментарии пользователя в тексте документа сохраняются в системе, в том числе при переносе текста в MS Word и при печати документа, а при необходимости их можно отключить от просмотра на экране.

Возможности для анализа правовой проблемы. При изучении документа у специалистов часто возникает потребность в дополнительных материалах, которые связаны с изучаемым документом. А для получения информации обо всех документах, связанных с изучаемым, используется кнопка «Связи» на панели инструментов системы.

История поиска - система запоминает все действия, проделанные пользователем в течение текущего сеанса работы.

Для удобства пользователей тексты документов также содержат примечания с важной информацией о применении документа или отдельных его частей.

Возможность сохранять любые документы из системы КонсультантПлюс в привычном формате Microsoft Word. Также непосредственно во время работы можно перенести в Word текст изучаемого документа или его фрагмент.

Удобное сохранение результатов работы. Система предоставляет широкие возможности работы с папками, содержащими подборки интересующих пользователя документов, и с закладками, которыми отмечаются важные фрагменты текста.

Доступ к актуальной справочной информация и новостям законодательства. В системе обеспечен быстрый и удобный доступ к справочной информации (например, курсы валют, ставки налогов, календарь бухгалтера и др.) и к новостям законодательства, позволяющим быть в курсе последних изменений нормативной базы и выхода новых документов.

2. «Гарант»:

- «Машина времени» - это возможность поиска текстов документов, действовавших в тот или иной период. С помощью «машины времени» специалист может быстро получить ранее применявшиеся нормативные акты. При работе с документом в режиме включенной «машины времени» все окружение документа также перестраивается на заданную пользователем дату.

Комментарии пользователей - в системе «Гарант» существует возможность дополнительного сопровождения текстов собственными комментариями с гиперссылками на нормативные акты.

Документы на контроле - интересующие пользователя документы могут быть поставлены на контроль.

Система персональных настроек - в новой версии системы предусмотрена возможность выбора и настройки интерфейса

Структура документа - В структуре документа также содержатся указания на графические объекты, бланки документов в форматах MS Word и MS Excel, составленные пользователем комментарии и установленные закладки.

Графика в документе - если оригинальный текст документа сопровождается графическими изображениями, то они встраиваются в электронный вариант документа системы и для их просмотра не требуется открывать дополнительное окно.

История работы - новая версия системы запоминает все действия, проделанные пользователем в течение текущего сеанса работы: составление поисковых запросов, построение списков, просмотр документов и т.д.

Примечания к папкам и закладкам - пользователь системы «Гарант» может сохранять результаты своей работы в папки, чтобы обращаться к ним в будущем.

Обмен результатами работы – предусмотрена возможность открывать другим пользователям сетевой версии доступ к их папкам.

Обновление без прекращения работы

Осенью 2013 года все пользователи ИПО ГАРАНТ получат новый блок «Большая домашняя правовая энциклопедия», который включает в себя уникальные консультационные материалы – вопросы-ответы по реальным жизненным ситуациям (продукт, который легко и просто позволяет разбираться с любыми бытовыми проблемами).

Вопросы-ответы экспертов представляют собой заключения экспертов компании «Гарант» и интернет-сервиса Правовед.RU по реальным запросам граждан России.

Состав системы

Краткое описание системы КонсультантПлюс

КонсультантПлюс: Версия Проф

Включает все правовые акты РФ общего и отраслевого значения, а также правовые акты, касающиеся отдельных категорий граждан. Значительную часть документов системы составляют правовые акты разъяснительного характера. Полно представлены документы по всем отраслям хозяйственной деятельности.

КонсультантПлюс: Эксперт-приложение

Комплекс по федеральному законодательству. Состоит из двух частей: КонсультантПлюс: ВерсияПроф и КонсультантПлюс: ЭкспертПриложение. Крупнейший банк действующих правовых актов России.

КонсультантПлюс: Российское Законодательство

Включает правовые акты, составляющие основу российского законодательства. В полном объеме включены документы, затрагивающие интересы всех предприятий и граждан. Банковская деятельность, ВЭД, рынок ценных бумаг, а так же узкие направления хозяйственной деятельности представлены основополагающими документами.

КонсультантБухгалтер Версия Проф

Включает консультаци Минфина, ГНС, аудиторских фирм, касающиеся применения законодательства в практике бухгалтерского учета и налогообложения(раздел Вопросы Ответы), а так же все необходимые в работе бухгалтера федеральные нормативные документы(раздел Нормативные документы). Разделы ВопросыОтветы и НормативныеДокументы взаимосвязаны: по ссылкам из консультаций можно перейти в текст нормативных документов, на которые ссылаются авторы.

КонсультантПлюс: Финансист

Включает консультации специалистов Минфина, ГНС, Центробанка, других министерств и ведомств по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, по банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг.

КонсультантПлюс: Международное Право

Включает докменты, касающиеся взаимоотношений России со странами дальнего и ближнего зарубежья(СНГ). Система содержит все международные договоры РФ, документы международных организаций. Оперативно отслеживается информация о вступлении документов в силу и прекращении их действий, о ратификации и денонсации договоров.

Деловые бумаги

Включает образцы документов, используемые на практике предприятиями с различными организационно- правовыми формами и направлениями деятельности. Система представляет типовые договоры, контракты, учредительные, организационные, внутренние документы, формы отчетности предприятий, страховых и банковских учреждений. Большинство документов разработано и утверждено органами власти РФ.

КонсультантПлюс: Региональное Законодательство

Включает правовые акты региональных органов власти и акты местного самоуправления.

КонсультантПлюс: Медицина Фармацевтика

Включает нормативные документы, регламентирующие сферу медицинской и фармацевтической деятельности, аудиторские консультации по решению практических вопросов налогообложения и ценообразования, а также комментарии, разъясняющие специфические аспекты работы медицинских и фармацевтических учреждений и организаций.

Судебная практика

Включает документы высших органов судебной власти и обширную информацию о судебной практике по арбитражным, гражданским и уголовным делам

Источник: Сайт справочно правовых систем

Виды информации в системе

В СПС КонсультантПлюс включаются документы следующих видов:

  1. Нормативно-правовые акты РФ её субъектов и основные международные правовые акты .
  2. Комментарии и разъяснения к нормативно-правовым актам и консультации по конкретным ситуациям из юридической и бухгалтерской практики.
  3. Книги и статьи из периодической печати и сборников.
  4. Формы документов , как официально утверждённые так и примерные.
  5. Информация справочного характера (календарь бухгалтера , курсы валют , размер ставки рефинансирования и т.п.
  6. Аналитические обзоры.

На официальном сайте разработчика представлен бесплатный доступ On-line к ряду своих баз . Так же КонсультантПлюс выпустил ряд бесплатных версий своей системы для ВУЗов , школ и т. д.

Поисковые возможности

Механизм поиска в СПС КонсультантПлюс позволяет производить поиск документов по нескольким критериям :

  1. Название документа
  2. Текст документа
  3. Дата принятия
  4. Номер документа
  5. Статус (действует, утратил силу, не вступил в силу)
  6. Принявший орган и прочие.

При поиске по критериям 1 и 2 существует возможность применения таких логических операций к запросам как И, ИЛИ, КРОМЕ. Для некоторых разделов существуют также свои уникальные критерии поиска, которые обусловлены особенностями документов, включённых в этот раздел.

Кроме механизма многокритериального поиска в рассматриваемой СПС присутствует ещё один инструмент, именуемый "Правовой навигатор". Он являет собой некий классификатор правовой информации, который подразделяет весь массив информации на определённые тематические категории, каждая из которых, в свою очередь, содержит ряд детализирующих её подпунктов. При выборе такого подпункта система формирует список документов как нормативного так и консультанционного характера, которые так или иначе раскрывают суть данного подпункта.

Аналитические возможности

СПС КонсультантПлюс содержит инструменты, позволяющие проводить анализ правовой информации. Совокупность этих инструментов можно условно подразделить на две основные группы :

  1. программный инструмент.
  2. Набор специальных документов аналитического характера.

К первой группе можно отнести такие возможности, как автоматизированное отслеживание изменений в выбранных пользователем документах. Возможность формирования папок документов по любому избранному пользователем критерию. Система также позволяет выполнять над этими папками операции, схожие с операциями над множествами , такие как сложение , вычитание и пересечение . К программным аналитическим инструментам можно отнести и систему гиперссылок между документами, которая по своему механизму очень похожа на интервики .

Кроме программных инструментов анализа правовой информации в системе существуют как отдельные аналитические материалы и документы, так и информационные банки, содержащие аналитическую информацию. В подобные банки включаются не нормативные документы, а аналитические статьи и обзоры, в которых рассматриваются определённые правовые вопросы, даётся обзор регламентирующих правовых актов, рассматриваются конкретные ситуации из практики и способы поведения в этих ситуациях, примеры заполнения отчётных документов. Составителями таких документов, как правило, являются специалисты компании "КонсультантПлюс" либо специально приглашённые сторонние эксперты . Подобные документы связаны с упоминаемыми в них нормативными актами, развёрнутыми консультациями, статьями, формами документов и правилами их заполнения посредством механизма гиперссылок.

Для постоянного мониторинга правовой информации рекомендуется подписаться на новости КонсультантПлюс. Все новости разделены на категории соответствующие категории. Периодичность обновления от 1 дня до 1 месяца.

Система Консультант плюс: Сервис для пользователей

Консультант плюс может предоставить в распоряжение пользователя крупнейший банк правовых актов России - более 340000 документов.С самого начала справочные правовые системы "Консультант плюс" разрабатывались с таким расчетом, что бы удовлетворить информационные потребности самых разных специалистов. Специально для бухгалтерий и финансовых служб в 1994 году была создана система КонсультантБухгалтер. Принцип информационного наполнения этой системы заключается в том, что она предоставляет пользователю не только необходимые в работе бухгалтерии нормативные документы, но и разъяснения, консультации по применению законодательства в практике бухгалтерского учета и налогообложения. За четыре года пользователями этой системы стали более 75000 предприятий. Каждая консультация обоснована ссылками на норматиные документы. Блок нормативных документов встроен в КонсультантБухгалтер, и по ссылкам, прямо из консультаций, пользователь может обратиться к тем актам, на которые ссылаются авторы. Это позволяет понять логику их аргументации и, соответственно, выверить свое решеник. А если пользователю необходимы нормативные документы не только по налогообложению и бухучету, но и более обширная правовая информация, то он может совместить блок консультаций "Бухгалтера" с системой КонсультантПлюс:ВерсияПроф. В этом случае переход по ссылкам сохранится.

Другая система- КонсультантФинанс- шире по охватываемой тематике. Она содержит консультации и разъяснения по законодательству не только о бухучете и налогообложении, но и банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, о деятельности на рынке ценных бумаг, по законодательству о валютном реглировании и об акционерных обществах. Полезным для работы бухгалтерий являются и системы по региональному законодательству. В ходе многолетнего сотрудничества разработчиков с региональными органами власти были созданы базы данных по законодательству 73 субъектов РФ. В этих базах пользователь может найти документы, регламентирующие особенности уплаты местных налогов и сборов(в том числе, налога с продаж), документы по вопросам собственности и приватизации, по вопросам налоговых льгот, трудовых отношений, а так же акты по другим вопросам, отнесенным к ведению органов власти субъектов РФ.

Для юристов были созданы такие системы по федеральному законодательству, как КонсультантПлюс:ВерсияПроф, КонсультантПлюс:Эксперт, а также система КонсультантАрбитраж, включающая документы высших органов судебной власти и информацию по судебной практике по арбитражным, гражданским и уголовным делам. Эта система разработана для юристов, адвокатов, руководителей и специалистов всех предприятий, ведущих договорную деятельность и защищающих в суде свои интересы. В наше время законодательство так быстро изменяется, что необходимо постоянно следить за появлением новых актов, чтобы не упустить чего-нибудь важного. Системы КонсультантПлюс предоставляют пользователю самую свежую правовую информацию. В рамках Сети КонсультантПлюс организован непрерыный информационный поток "законодатель-пользователь". В региональные центры Сет информация ежедневно поступает по сетям телекоммуникаций.В тот же день через интернет документы могут быть переданы пользовтелю.

Пресс-служба компании "Консультант Плюс "

Свободно ориентироваться в изменениях законодательства и оперативно узнавать о новых документах пользователям помогают обзоры правовой информации.

В системе "Консультант Плюс" представлены различные виды обзоров, это:

Обзоры законодательства (ежедневные, еженедельные и другие аналитические обзоры правовой информации по актуальным для пользователей темам);

Обзоры изменений в документах (федеральных законах и кодексах). С их помощью можно быстро ознакомиться с сутью изменений, вносимых в нормативные акты, а также последовательно проследить этапы изменений в конкретном документе;

Обзоры изменений в путеводителях (по налогам, сделкам, судебной практике). Позволяют быстро ознакомиться с изменениями, произошедшими за месяц в материалах каждого из путеводителей, то есть видеть, какие изменения в законодательстве или судебной практике произошли по конкретному вопросу.

Обзоры законодательства

Обзоры законодательства содержат информацию об изменениях в правовых актах и о новых документах. К ним можно быстро попасть сразу из Стартового окна системы КонсультантПлюс по ссылке "Обзоры законодательства" либо по кнопке "Обзоры" из самой системы. Для удобства все обзоры сгруппированы по видам. И юристы, и бухгалтеры найдут здесь полезную для себя информацию (см. рис. 1).

С еженедельным обзором "Правовые новости. Коротко о важном " специалисты будут в курсе важных изменений в законодательстве. Обзор состоит из четырех разделов: "Финансы", "Экономика", "Социальная сфера" и "Государство" , в каждом из которых представлен анализ новых документов на эту тему. Информация в обзоре поможет специалистам разобраться, каким образом новый документ повлияет на деятельность организации. В специальных рубриках обзора - "ФНС РФ разъясняет… " и "Минфин РФ разъясняет… " (раздел "Финансы ") - даются комментарии к самым свежим документам этих ведомств.

В обзоре "Новые документы для бухгалтера " еженедельно рассматривается пять-шесть новых наиболее интересных для бухгалтера документов (письма Минфина и ФНС России, других ведомств). Кроме того, он содержит практические рекомендации по их применению. Название обзора говорит само за себя - он поможет быстро сориентироваться в новых правовых актах по бухучету и налогообложению, в разъяснениях профильных ведомств.

Обзор написан простым и понятным языком и затрагивает такие актуальные темы, как бухгалтерская и налоговая отчетность, взносы в негосударственные пенсионные фонды, трудовое право и пр.

Еще один обзор в системе - "Изменения налогового законодательства " - позволит детально изучить происходящие в этой сфере изменения и учесть их в практической работе. Обзор рассматривает изменения по всем важным налогам и представлен в удобной форме: сначала кратко сообщается об изменениях по каждому налогу, затем дается ссылка, по которой можно перейти к подробному комментарию по этому вопросу. В обзоре пользователи найдут ответы на многие вопросы, связанные с поправками в Налоговый кодекс.

Другие обзоры правовой информации

В обзоре "Документ недели " представлен подробный анализ важнейшего документа недели - федерального нормативного акта или судебного решения. Обзор поможет разобраться в сути изменений и их правовых последствиях.

Помимо аналитических обзоров, в Консультант Плюс представлены ежедневные и еженедельные мониторинги новых и измененных документов, в которых кратко и понятно рассказано о документах, поступивших в систему.

В списке обзоров специалисты найдут и тематические подборки, с помощью которых можно быстро перейти к необходимой информации из системы Консультант Плюс по соответствующей теме. Среди подборок: "Налоговая и бухгалтерская отчетность", "Банковское дело" и другие.

Обзоры изменений в кодексах и федеральных законах

Быстро узнать об изменениях в важных документах (например, Налоговом или Гражданском кодексах) помогут обзоры изменений в кодексах и федеральных законах. Перейти к обзору можно по ссылке "Обзор изменений документа", которая размещена на Правой панели рядом с текстом документа. В обзоре в виде таблицы в удобном формате "старая/новая редакция " представлены изменения в документе и для сравнения приводится текст прежней редакции. Изменения выделены в тексте жирным шрифтом, и пользователи смогут быстро узнать, чем новая редакция документа отличается от предыдущей.

Обзоры изменений в путеводителях

Путеводители Консультант Плюс экономят время пользователей на самостоятельное изучение информации по сложным вопросам. Сегодня в системе представлены путеводители по налогам, сделкам, кадровым вопросам, судебной практике по ГК РФ и корпоративным спорам. Информация в них регулярно обновляется.

Узнавать о том, что изменилось в материалах каждого путеводителя* (например, в "Практическом пособии по НДС "), помогают специальные обзоры изменений. Ссылки на них размещены в начале каждого материала путеводителя ("См. изменения за последний месяц ").

Перейдя по ссылке, можно сразу получить исчерпывающую информацию о произошедших в течение месяца дополнениях в материалах в связи с изменениями законодательства, появлением новых разъяснений контролирующих органов и судебных решений. Вся информация изложена простым языком и представлена в удобной, компактной форме - в виде таблиц и списков.

Обзоры правовой информации регулярно пополняются новыми материалами по актуальным для специалистов темам.

(По материалам бюллетеня "Консультант Плюс" )